ABTOP: В.Ушаков
Глобальное хозяйство
Подойдем к хозяйственному устройству с еще одной точки зрения – глобальной. До сих пор рассмотрение укладывалось в рамки относительно замкнутой модели хозяйства, заданной тем или иным единством хозяйственного уклада, определенным в первую очередь государственным устройством. На глобальном уровне задача несколько изменится. Но логика анализа остается прежней. Выделим субъектов уже глобальной экономики, соответствующие сегменты экономики, обозначим характер глобальных экономических отношений, различные доктрины, которые тоже включены в этот экономический процесс. Заодно рассмотрим и функцию денег в этом экономическом пространстве.
Как определить экономическое пространство, о котором идет речь? С одной стороны оно «заполнено» уже рассматривавшимися ранее экономическими пространствами отдельных государств. С другой – можно говорить о едином мировом экономическом пространстве, но скроенном как-то по-своему. Выделим тогда лишь те аспекты хозяйственной деятельности, которые выходят за рамки внутригосударственного регулирования экономики, находятся на стыке интересов национальных экономик, как единых целых, или же границы государств для них прозрачны.
При таком обозначении экономического пространства выделить субъектов экономики придется несколько иначе. Они как субъекты хозяйствования действуют уже на другом правовом и экономическом поле – международном.
1. Государства (в основном речь идет о государственной машине). Их экономическая субъектность определена тем, что они выступают как самостоятельные экономические единицы в экспортно-импортных операциях с другим государствами, выступают заемщиками и кредиторами на международном финансовом рынке, в том числе на этом рынке они представлены национальными валютами. В данном случае экономический глобальный интерес государств выражен лишь в межгосударственной торговле и на финансовом рынке. Производственная деятельность или же «социальная справедливость» остаются их внутренним делом.
2. Транснациональные корпорации. Их филиальная структура создает другую форму субъектности – ТНК пронизывают многие государства насквозь. В то же время предмет их деятельности имеет самый разнообразный характер: производство, торговля сырьем и новыми технологиями.
3. Еще одного субъекта глобальной экономики условно можно назвать оффшорным бизнесом. Он представлен менее крупными организационными структурами, их филиальная сеть почти отсутствует, но этот бизнес тоже выходит за рамки государства. На международном уровне он в основном занимается торговлей, оказывает посреднические услуги, осуществляет консалтинг.
4. Международные консорциумы. Эти объединения в основном выполняют регулирующие функции, но в то же время могут и самостоятельно вести свои экономические операции. Речь идет о таких организациях как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК). К этому списку можно добавить, например, Европейский центральный банк. Даже Гринпис в некотором смысле можно включить в этот список, хотя его экономическая роль достаточно слаба.
5. Народы и нации. Выделение их как субъектов международной хозяйственной деятельности вызвано только одним – спецификой их национальной хозяйственной культуры. Именно различие этих культур и следование своим традициям в ведении хозяйства позволяет говорить о них как субъектах. Как бы логика деятельности тех же транснациональных корпораций не нивелировала эти различия, но тем не менее они сохраняются, в том числе и в виде ориентации на разные виды экономической деятельности, различающимися формами организации бизнеса.
6. Финансовые круги. Хотя масштаб структур, объединенных этим названием, заметно разный, но их субъектность задана характером их операций на международном рынке. Международные финансы можно назвать еще блуждающим капиталом, так как мировая финансовая система пронизывает мир настолько, что проведение операций на финансовых рынках возможно фактически в любой точке земного шара, не отходя от своего «домашнего» компьютера. В эту категорию попадают все «инвесторы», начиная с предоставления кредитов, игры на международных валютных, товарных и фондовых биржах и заканчивая прямым денежным инвестированием в те или иные проекты в разных странах мира.
* * *
Теперь подойдем к глобальной экономике с точки зрения, какие ее сегменты можно выделить. Сложность выделения сегментов международного хозяйства в том, что происходит довольно условное разделение на единые «народо-хозяйственные комплексы», которые внутри себя имеют отраслевое деление, и в то же время какая-то часть внутри этих отраслей включена в «международное разделение труда». Приходится еще учитывать и региональное разделение мирового хозяйства, так как внутри каждого региона пропорции отраслевого разделения и предмет непосредственной хозяйственной деятельности различаются (например, в сельском хозяйстве: где выращивают кофе, а где лишь овес).
Фактически предметом общего ведения оказываются международная торговля, международные финансы, глобальная инфраструктура, технологии, сырьевые ресурсы и региональная обособленность хозяйственных укладов. Вот их и рассмотрим как сегменты глобальной экономики.
1. Международная торговля. За морем телушка - полушка, да рубль перевоз. Именно эта формула определяет эффективность международной торговли и ее организацию. Хотя надо отметить, что факторов, определяющих международную торговлю несколько.
При отсутствии ресурсов, необходимых для собственной промышленности, роль покупателя на рынке вызвана элементарной необходимостью и уже «рубль перевоз» будет играть малую роль в организации этой торговли. Другим толчком к включению в международную торговлю является дисбаланс внутренних и внешних цен (это в основном касается торговли ресурсами, так как цена на ресурсы задается не схемой «издержки-прибыль», а их потребительской ценностью). Наименьшие издержки при производстве товаров и более высокая цена на рынках, для которых они предназначены, наиболее соответствуют схеме вывоза капитала ТНК в страны с дешевой рабочей силой. В международный торговый оборот включено и приобретение продукции, не производимой на внутренних рынках (например, с/х продукция – кофе, чай). Дисбаланс валютного курса, создающего конкурентные цены либо для экспорта, либо для импорта аналогичной продукции, тоже является значимым фактором международной торговли.
То есть торговлю можно подразделить на «жизненно» необходимую, торговлю ресурсными «излишками» и «экзотикой», торговлю, вызванную курсовым разрывом, и торговлю, включенную в схему вывоза капитала. Это разные формы торговли, хотя они объединены единым термином «торговля». Но тогда предметом данного сегмента глобального хозяйства оказывается не столько сама необходимость в торговле (доля такой торговли составляет лишь часть от общего объема), но и диспаритет цен, который может создаваться искусственно любыми возможными способами: при помощи финансовых инструментов и государственного долга, искусственным разрывом цен продукции на разной стадии обработки, разной технологической оснащенностью и созданием искусственных рынков потребления нехарактерных для данного региона товаров.
По сути, в этой сфере глобальной экономики ее предметом является механизм ценообразования, а не торговля как таковая. Именно потому так можно ставить вопрос, что предельный смысл ЛЮБОЙ локальной экономики – это ее самодостаточность, направленность на удовлетворения привычного для данного региона потребительского спроса за счет собственных ресурсов и собственного производства. Предельный смысл естественной формы хозяйствования – это натуральное хозяйство. Товарные потоки, перемещение массы товара порой встречными курсами и возникают, что, во-первых, смещается запрос в сфере потребления, а, во-вторых, созданный дисбаланс цен делает выгодным такое перемещение, раз уж эффективность экономики оценивается не в натуральных показателях и не в удовлетворении реальных запросов, а в деньгах.
2. Глобальная инфраструктура. Глобальная инфраструктура как раз связана с обеспечением «международного разделения труда». В нее можно включить все виды транспортных межрегиональных магистралей, включая различные трубопроводы, международные каналы связи (даже в большей степени предназначенные для обеспечения финансовых потоков). Транспортные магистрали для глобальных товарных потоков можно толковать в некотором смысле как хозяйственное излишество, особенно если их создание вызвано не внутрирегиональными запросами и не ориентировано на естественные транспортные магистрали, а определено направлением потоков на глобальные рынки сбыта. Проблема еще в том, что для поддержания такой инфрастуктуры нагрузка ложится на регионы-транзиты (в том числе и нагрузка на природную среду), тогда как выгоду от торговли извлекают в точках отправки и получения товара. Так для России вся ее транспортная инфрастуктура направлена с Востока на Запад, особенно трубопроводы, порой даже в ущерб собственным хозяйственным запросам, тогда как естественные магистрали (реки) практически не развиты, и они идут с севера на юг, либо наоборот с юга на север, и именно эти транспортные магистрали создавали естественное расселение населения страны и соответственно ее хозяйственные запросы.
Глобальная транспортная инфраструктура образует как бы две формы ее организации. Одна – естественные транспортные магистрали, совпадающие с внутрирегиональными хозяйственными запросами, другая – искусственные, требующие достаточно солидных средств для их поддержания, но ориентированные на искусственные для данного региона рынки сбыта.
3. Технологии. В глобальном смысле технологии подразумевают такую организацию производства, которая позволяла бы осуществить перенос любого производства в любое место планеты и добиться выпуска продукции, идентичной той, что и на ее «родине». Технологии разрабатываются таким образом, что создают возможность сформировать искусственную среду производства, не привязываясь к региональным особенностям. Но тонкость еще в том, что какой бы ни была продукция, выпускаемая при помощи этих технологий, она не очень-то ориентирована на внутренний спрос, так как содержит в себе родовые черты запросов тех рынков, откуда пришли эти технологии. Плюс глобализация масштабов производства с использованием этих технологий. Опять-таки, исходя из логики предельных процессов, реальный запрос на технологии совсем иной, как бы соответствующий логике натурального хозяйства: технологии на основе местных ресурсов, достаточно разукрупненные, чтобы их могли использовать большое количество производителей, и ориентированные на внутреннее потребление. То есть и здесь мы получаем разделение на естественные и искусственные рынки, связанные с естественными и искусственными технологиями.
4. Сырьевые ресурсы с точки зрения глобальной экономики – ресурсы невосполнимые, но именно такие ресурсы нынче являются основой современного производства и последующего потребления. С точки зрения глобального хозяйства вопрос о ресурсах связан с тем, кто имеет право на эти ресурсы, с тем, что ресурсы распределены неравномерно, их территориальной удаленностью от производства, и такой же удаленностью от потребительских рынков. Это становится наипервейшим предметом хозяйственного ведения в мировом масштабе, включая вопрос о невосполнимости ресурсов и их возможном замещении. Современная организация глобального хозяйства не рассматривает вопрос в едином комплексе. Происходит смещение вопроса в сторону цены на ресурсы и стратегического их контроля, а та же цена связана с «ценностью» тех или иных регионов: признание значимости одних (и организация обеспечения ресурсами для их жизненного обустройства) и второстепенности других. И цена на ресурсы ориентирована на поддержание высокого уровня потребления «ценных» регионов с полным безразличием ко второстепенным с возможным даже их разрушением как хозяйственных единиц.
5. Мировые финансы. Особенность мировых финансов заключется в той функции, которую они выполняют в мировом хозяйстве. Их первоначальное предназначение в обслуживании глобальных товарных потоков все больше становится второстепенным. Мировые финансы превратились в механизм структуризации глобального хозяйства. Не они следуют туда, куда движутся товарные потоки и где они предназначены для обслуживания производственных процессов, а сами они формируют «передовые» и «отсталые» регионы, наполняя денежными ресурсами одни рынки и обескровливая другие. Главенство финансов вызвано тем, что они воспринимаются как обобщенный ресурс рыночного хозяйства, а скорость их потоков намного превосходит любые другие производственные, технологические и торговые операции, как и разветвленность финансовой сети позволяет охватывать весь мир. Финансы выступают еще и обобщенным информационным ресурсом, указывающим направление движения глобальной экономики. Как обобщенный ресурс сегодня все деньги мира превосходят материальную часть экономики в ее стоимостном выражении, что произошло за счет возможности пирамидального роста денежной массы на фоне лишь линейного роста материальной экономики. Для сравнения можно сопоставить все деньги мира с количеством золота, которое могло бы быть потенциальным обеспечением этих денег. Cуммарная денежная масса превосходит мировой золотой запас больше чем в три раза. А расчетные финансы в виде стоимости финансовых активов и того больше.
Так что основным предметом этого сегмента хозяйствования является его глобализация и разрыв между материальной экономикой, ее структурой, и обобщенным финансовым капиталом, финансовыми потоками. Финансы и выступают основным глобализаторским фактором мирового хозяйства.
6. Региональная обособленность. Для мирового хозяйства региональное деление имеет значение в нескольких ипостасях: экономическая самодостаточность регионов, если она достигнута, распределение ресурсов по регионам, транспортная инфраструктура, обеспечивающая поток товаров между ними, разрыв в рынках труда и финансового капитала. Регионализацию по предмету ведения мирового хозяйства и приходится выделять как объединение-разъединение мировой экономики, существование зон напряжения между отдельными регионами или наоборот их взаимодополнение.
Проведя такое разделение на субъекты глобального хозяйства и предметную его сегментацию, можно попробовать оценить характер глобальных экономических отношений.
© В.Ушаков, 2002